ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Организация-заявитель проекта: БРОФ «Перспектива»

Грантовое направление: Сохранение исторической памяти

Тематика грантового направления: деятельность в сфере патриотического,

в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации

Руководитель проекта: Лощакова Юлия Анатольевна

 Telegramm-канал: https://t.me/cinematic_expedition

 

Идея проекта

Патриотическое воспитание через обращение к героической военной истории Родины всегда было и является неотъемлемым направлением воспитания подростков и молодежи в нашей стране. Наша воспитательная деятельность в этой области призвана решить важные проблемы, встающие на нынешнем историческом этапе перед нашим государством и обществом.

По данным ежегодного мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи, проведенного в 2022 г. Институтом изучения детства, семьи и воспитания в рамках Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» [1]. только 68% современной российской молодежи считают себя патриотами. При этом, отвечая на вопрос, что значит быть патриотом, 74 % связывают это с тем, что надо любить свою страну и при этом всего 39% считает, что для этого надо работать, действовать во благо страны и еще меньше, 27%, готовы связывать эти действия с благополучием конкретного места (населенного пункта) в котором они непосредственно проживают. 52% опрошенных выражает готовность уехать за границу, если возникнет такая возможность; уровень иммиграционных настроений сократился (61% в 2021 г.) но продолжает быть высоким.  

По итогам проведенного мониторинга исследователи делают вывод о том, что гражданская позиция молодежи сформирована слабо, молодежь не осознает своей гражданской ответственности, не наблюдается особого интереса к участию в делах страны. Патриотизм для большинства – это любовь к Родине, однако в большинстве случаев само это понятие не имеет конкретного воплощения в сознании и представляется неким речевым клише. Не фигурирует понятие «малая Родина».

Одна из важных причин недостаточной эффективности методов, применяемых в области патриотического воспитания в сложившейся в настоящее время воспитательной практике, состоит в том, что эта работа ведется преимущественно на информационном уровне, путем сообщения воспитанникам отдельных фактов, рассказов им о тех или иных событиях и явлениях на уроках, сборах и других мероприятиях. Такой подход лишь в весьма ограниченной мере может вызвать у них эмоциональный отклик и способствовать формированию у них собственной позиции, личного отношения к происходившему и происходящему.

Несмотря на то, что воспитание принято делить на различные направления, главным вектором этот единого процесса было и остается формирование личности ребенка, его самостоятельной созидательной позиции, определяющей его отношение к себе, близким и друзьям, всем окружающим людям, Родине. Именно об этом писал известный российский педагог О.С. Газман: «А как же привычные понятия: трудовое, политическое, экологическое, физическое воспитание? Неужели все сводится к нравственному? Да, это так. Воспитание – только нравственное, а образование и политическое, и трудовое, и физическое, и эстетическое» [2].

Реализуя принципы деятельностной педагогики, мы видим своей задачей организацию воспитательного процесса в формате деятельности, увлекательного общего дела, в котором каждый участник смог бы проявить себя как личность со своими взглядами, способностями, навыками и умениями. Опыт выдающихся отечественных педагогов, таких как А.С. Макаренко, И.П. Иванов, Л.И. Новикова и других, однозначно показывает, что именно этот путь и есть путь формирования гражданской позиции наших юных граждан.

В качестве испытанного средства для решения наших задач мы выбрали деятельность в области туризма и краеведения, воспитательная эффективность которой неоднократно доказана, как в теоретических работах, так и большим числом интересных практических наработок [3]. Педагогически грамотно с организованная туристская деятельность многогранна: она развивает целеустремленность, настойчивость, упорство и другие значимые черты личности, способствует формированию позитивных межличностных отношений и коллектива, дает возможность узнать свою Родину и планету Земля, сформировать личное отношение к увиденному и прочувствованному.

Наша организация имеет более, чем пятнадцатилетний опыт работы в сфере детского туризма, причем все эти годы значительная часть туристских программ проводилась на территории Новгородской области с участием, как московских, так и новгородских детей. Нами установлены прочные партнерские отношения с Министерством образования, школами Великого Новгорода и Новгородской области, что объясняет сделанный нами выбор региона осуществления данного проекта.

За прошедшие пятнадцать лет нами и нашими постоянными партнерами проведены и проводятся: детский палаточный лагерь «Валдайская Робинзонада», туристско-краеведческий проект «Валдайский триатлон» (совместно с Национальным парком «Валдайский»), программа «День Робинзона» для школьников Великого Новгорода и Новгородской области (совместно с Министерством образования Новгородской области). В этих программах приняло участие более 20 000 детей. Наличие подобного опыта дает нам основания считать, что цели и задачи текущего проекта будут нами успешно реализованы.

В целевую группу проекта войдут учащиеся 12 – 16 лет пяти школ г. Великого Новгорода. На предварительном и итоговом этапах проекта в нем примут участие все учащиеся целевой возрастной группы, обучающиеся в данных школах (не менее 1500 чел.), а в кинематографической экспедиции, на основном этапе проекта, участниками станут 20 ребят, проявляющих наибольший интерес к предлагаемой деятельности.

Возрастной диапазон участников 12 – 16 лет выбран не случайно: многолетний опыт говорит нам о том, что именно в этом возрасте путешествия и прочие связанные с ними виды деятельности, оказывают наибольшее влияние на развитие личности ребят.

Проект был бы не полноценным, если бы в него не были привлечены педагоги школ, занимающиеся деятельностью в области патриотического (военно-патриотического) воспитания и имеющие возможность поддерживать проект в школах. Мы рассматриваем этих педагогов как нашу дополнительную целевую группу и ставим задачу сделать их своими союзниками.

На предварительном этапе проекта в апреле 2023 г. (он проходит раньше официально установленного срока проведения конкурсных мероприятий, т.к. при его проведении не используются средства гранта) в школах пройдут Школьные конкурсы знатоков истории родного края в годы Великой Отечественной войны. Этот конкурс пройдет в тесном сотрудничестве педагогических коллективов школ с нашей организацией, в результате которого школы займут активную позицию в проекте и станут в нем нашими партнерами.

Программа конкурса разрабатывается организаторами проекта. Участвуя в нем, ребята отвечают на 20 - 30 вопросов разного уровня сложности: от простых до сложных, требующих искать ответ во внешних источниках. После окончания конкурса его участникам будут сообщены подробные правильные ответы на все вопросы. По итогам конкурса школы произведут отбор будущих участников Школьной кинематографической экспедиции по местам Боевой Славы Новгородской области.

Главным делом проекта, его основным этапом, станет упомянутая выше Школьная кинематографическая экспедиция по местам Боевой Славы Новгородской области. В экспедиции ребята, знакомясь с героической историей родного края, примут участие в создании фильма о легендарных местах былых сражений и их истории, исполняя роли телеведущих, комментаторов, гидов, делясь с будущими зрителями своими впечатлениями о том, что они увидели, узнали, почувствовали.

Условия передвижной экспедиции (туристского похода), «полевой быт», атмосфера общего дела и сотрудничества, над созданием которой будут усердно работать взрослые организаторы проекта, несомненно, будут способствовать более глубокому погружению ребят в историческую атмосферу.

Существенную роль в этом должны сыграть испытания, которые войдут в программу экспедиции, станут важной ее частью и, как мы надеемся, будут привлекательной «изюминкой» для участников. Задача испытаний – дать возможность современным ребятам получить ощущения, сходные с теми, что были у участников боевых действий, поделиться этими ощущениями со зрителями будущего фильма.

Первым испытанием, носящем название «Один в лесу», станет автономная, по одиночке, ночевка с ограниченными средствами выживания в районе места падения самолета Героя Советского Союза Алексея Маресьева в 1943 г.

Второе испытание «Партизанский рейд» будет заключаться в организации скрытого (ночного) передвижения группы на участке маршрута, по которому в 1942 г. происходило продвижение партизанского обоза, тайно от захватчиков вывозящего с оккупированной территории Новгородской области продукты питания для жителей блокадного Ленинграда.

Для того, чтобы участники экспедиции осилили испытания и испытания прошли безопасно, перед выходом на маршрут для группы будет проведен учебно-тренировочный сбор с обучением туристским навыкам и навыкам выживания в природной среде на базе детского палаточного лагеря «Валдайская робинзонада». Также на этом сборе ребятам предстоит освоить навыки, необходимые для участия в будущих киносъемках.

Все мероприятия, связанные с проведением экспедиции, будут проводиться специалистами, имеющими высокую квалификацию и значительный стаж работы по организации туристских походов и экспедиций с детьми, с выполнением всех требований, установленных соответствующими нормативными документами.

Итоговый этап проекта включает премьерные показы фильма в школах, участвующих в проекте, а возможно, и в других, с живым общением создателей фильма со своими ровесниками. Также в программе премьерных вечеров пройдут обсуждения и другие творческие мероприятия, направленные на рефлексию увиденного. Задачей этого этапа должно стать повышение интереса ребят к своей малой Родине и ее истории, участию в программах, связанных с туризмом и краеведением, позитивные изменения в психологической атмосфере школьных коллективов, взаимоотношениях учащихся и педагогов, возникшие на основе участия в общих делах, совместных обсуждениях и переживаниях.

На итоговом этапе проекта пройдет подведение итогов экспедиции в кругу юных и взрослых ее участников, педагогам школ будет предложено организовать оценку воспитательного эффекта проекта посредством включенного педагогического наблюдения, бесед, анкетирования и других методик, как собственных, так и предложенных организаторами.

Наш будущий фильм будет призван рассказать, как о событиях давних лет, так и о их реконструкции в наше время, дать возможность ребятам, участникам экспедиции – поделиться своими ощущениями и мыслями со сверстниками. Фильм, где сами дети рассказывают детям о войне, должен способствовать идентификации зрителей с рассказчиками и передаче эмоций между ними. Сверхзадача фильма – дать возможность современным школьникам, находящимся по обе стороны экрана, попытаться ощутить и задуматься о том, как это, защищать свою Родину.

Мы надеемся, что фильм сможет стать полезным атрибутом и пособием в учебной и воспитательной деятельности самых разнообразных организаций и коллективов.

 
Цели проекта
  1. Вовлечение учащихся и педагогов школ г. Великого Новгорода в активные формы деятельности в области военно-патриотического воспитания.
  2. Апробация новой педагогической технологии в области военно-патриотического воспитания, оценка ее педагогической эффективности.
Задачи проекта
  1. Приобретение учащимися школ, участвующих в проекте (1500 чел. из 5-ти школ г. Великого Новгорода), новых знаний об истории родного края в годы Великой Отечественной войны.
  2. Приобретение участниками экспедиции навыков и знаний, необходимых для участия в ее программе (навыки туризма и выживания в природной среде, работы на киносъемках).
  3. Приобретение педагогами школ, участниками экспедиции, навыков и знаний, необходимых для участия в ее программе (навыки коммуникации и управления детской группой, туризма и выживания в природной среде, работы на киносъемках).
  4. Формирование среди участников экспедиции позитивного психологического климата, ориентации на совместную деятельность, ответственных внутриколлективных отношений.
  5. Организация эффективной работы группы участников экспедиции, детей и взрослых (организаторы, педагоги школ, киногруппа), по выполнению ее программы
  6. Монтаж и окончательный выпуск фильма по материалам экспедиции.
  7. Создание условий для позитивных изменений в психологической атмосфере школьных коллективов, взаимоотношениях учащихся и педагогов, возникновения групп учащихся, заинтересованных в участии в программах, связанных с изучением малой Родины, туризмом, краеведением.
  8. Оценка воспитательной эффективности проекта.

Ожидаемые результаты проекта

Целевые группы

Количественные результаты

Качественные результаты и способы их измерения

Наименование показателя

Значение

Учащиеся 12 – 16 лет

пяти школ г. Великого Новгорода

Учащиеся получат новые знания об истории родного края в годы Великой Отечественной войны

ок. 1500 чел

У участников кинематографической экспедиции возникнет более осознанное и эмоционально окрашенное отношение военному прошлому нашей Родины, они поделятся им со своими сверстниками (на основе педагогического наблюдения, бесед, анкетирования)

Возникнет команда участников экспедиции, готовая работать в новых проектах и программах

1 ед. / 20 чел

Произойдут позитивные изменения в психологической атмосфере школьных коллективов, взаимоотношениях учащихся и педагогов (на основе педагогического наблюдения, бесед, анкетирования)

Участники экспедиции получат ценные навыки безопасного обитания в природной среде

20 чел

Возникнут группы учащихся, заинтересованные в участии в программах, связанных с более глубоким знакомством со своей малой Родиной, туризмом, краеведением (на основе педагогического наблюдения, бесед, анкетирования)

Освоение и доработка новой педагогической программы в области патриотического воспитания

1 программа

 

Создание фильма, предназначенного для дальнейшего использования в учебно- воспитательном процессе

1 ед

 

Педагоги пяти школ г. Великого Новгорода, являющиеся организаторами воспитательной деятельности в области патриотического (военно-патриотического) воспитания

Педагоги получат новые профессиональные знания и навыки в области военно-патриотического воспитания, пройдут практическую стажировку в данной деятельности

не менее

5 чел

 

Возникнет команда педагогов, участников экспедиции, готовая работать в новых проектах и программах на межшкольном уровне

не менее

5 чел

 

 

Календарный план реализации проекта

Решаемая задача

Мероприятия, его содержание, место проведения

Дата начала

Дата окончания

Ожидаемые результаты

1

Приобретение учащимися школ, участвующих в проекте (1500 чел. из 5-ти школ г. Великого Новгорода), новых знаний об истории родного края в годы Великой Отечественной войны.

Работа по решению этой задачи начнется на предварительном этапе проекта в апреле – мае 2023 г. в ходе Школьных конкурсов знатоков истории родного края в годы Великой Отечественной войны (при проведении этого мероприятия не используются средства гранта, он проходит раньше официально установленного срока проведения конкурсных проектов).

Конкурс проводится в 5 – 9 классах школ, участвующих в проекте: участники отвечают на 20 - 30 вопросов разного уровня сложности: от простых до сложных, требующих искать ответ во внешних источниках. После окончания конкурса всем участникам будут сообщены подробные правильные ответы на все вопросы.

По итогам конкурсов в каждой из школ формируются команды для участия в кинематографической экспедиции.

Место проведения мероприятий – на базе школ, участвующих в проекте.

1.04.2023

15.05.2023

Учащиеся школ, участвующих в проекте, получат новые знания об истории родного края в годы Великой Отечественной войны.

Участие в конкурсе будет способствовать повышению интереса участников к истории родного края.

Школы сформируют свои команды для участия в кинематографической экспедиции.

2

Приобретение участниками экспедиции навыков и знаний, необходимых для участия в ее программе (навыки туризма и выживания в природной среде, работы на киносъемках).

Учебно-тренировочный сбор участников кинематографической экспедиции.

Проведение учебных занятий для участников экспедиции по направлениям:

- история Великой Отечественной войны на территории Новгородской области (события, памятные места, Герои);

- работа на киносъемках (речь и движение в кадре);

- туризм (движение по маршруту, ориентирование, организация полевого лагеря, приготовление пищи в походных условиях, правила безопасности в походе и др.);

- выживание в природной среде (разжигание костра, выбор и оборудование места автономного укрытия, ночлега, питание. подножным кормом, безопасность и др.).

Также планируется проведение с участниками командообразующих тренингов.

Место проведения сбора: детский палаточный лагерь «Валдайская Робинзонада» (р-н дер. Большое Уклейно Валдайского р-на Новгородской обл.)

6.08.2023

10.08.2023

Участники получат навыки и знания для участия в кинематографической экспедиции и выполнения ее задач.

Участники познакомятся между собой, начнет складываться коллектив экспедиционной группы, формироваться отношения сотрудничества, взаимного уважения и поддержки друг друга.

3

Приобретение педагогами школ, участниками экспедиции, навыков и знаний, необходимых для участия в ее программе (навыки коммуникации и управления детской группой, туризма и выживания в природной среде, работы на киносъемках).

Учебно-тренировочный сбор участников кинематографической экспедиции.

Проведение учебных занятий для педагогов, участвующих в экспедиции, по направлениям:

- функциональные обязанности педагогов школ в экспедиции;

- коммуникация и управление детской группой;

- история Великой Отечественной войны на территории Новгородской области (совместно с участниками экспедиции);

- работа на киносъемках (совместно с участниками экспедиции).

- туризм (совместно с участниками экспедиции);

- выживание в природной среде (совместно с участниками экспедиции).

Также планируется активное участие педагогов в организации жизнедеятельности экспедиционной группы.

Место проведения сбора: детский палаточный лагерь «Валдайская Робинзонада» (р-н дер. Большое Уклейно Валдайского р-на Новгородской обл.)

6.08.2023

10.08.2023

Педагоги школ, участвующие в экспедиции, получат навыки и знания для участия в ее программе и выполнения ее задач.

Педагоги познакомятся между собой, начнет складываться атмосфера сотрудничества, взаимного уважения и поддержки друг друга.

4

Формирование среди участников экспедиции позитивного психологического климата, ориентации на совместную деятельность, ответственных внутриколлективных отношений.

Школьная кинематографическая экспедиция по местам Боевой Славы Новгородской области.

Усилиями педагогов группы увлекательная экспедиция, съемка фильма, многодневное путешествие по интересным и живописным местам, должны стать для группы «радостной перспективой», подпитывающей ее энергетику и установку на поддержание позитивных, товарищеских внутригрупповых отношений.

Решению этой задачи будут способствовать:

– обсуждение планов работы экспедиционной группы с участием всех ее участников;

– рефлексия (подведение итогов) прожитых дней и основных смысловых этапов экспедиции;

– совместное продумывание итогового этапа проекта: представления фильма, встреч со зрителями.

11.08.2023

21.08.2023

В группе сложится позитивная психологическая атмосфера, которая станет основой ее высокой работоспособности.

5

Организация эффективной работы группы участников экспедиции, детей и взрослых (организаторы, педагоги школ, киногруппа), по выполнению ее программы.

Школьная кинематографическая экспедиция по местам Боевой Славы Новгородской области.

Основные виды деятельности участников экспедиции:

– знакомство с памятными местами Боевой Славы, входящими в маршрут экспедиции;

– подготовка и проведение съемок фрагментов фильма;

– организация и проведение испытаний с участием участников экспедиции, обеспечение безопасности испытаний силами руководителей экспедиции и педагогов школ;

– организация полевого быта экспедиционной группы (организация и поддержание лагеря, организация питания и др.);

– отдых участников (свободное время, творческие дела, физкультурно-спортивные мероприятия).

11.08.2023

21.08.2023

Четкая организация работы экспедиционной группы станет залогом ее эффективной деятельности в рамках программы экспедиции и выполнения ею основных задач:

– выпуска фильма;

– готовности представить фильм зрителям.

6

Монтаж и окончательный выпуск фильма

Монтаж и окончательный выпуск фильма силами персонала киногруппы экспедиции.

22.08.2023

15.10.2023

Завершение работы над одним из смысловых итогов проекта – фильмом по итогам экспедиции.

7

Создание условий для позитивных изменений в психологической атмосфере школьных коллективов, взаимоотношениях учащихся и педагогов, возникновения групп учащихся, заинтересованных в участии в программах, связанных с изучением малой Родины, туризмом, краеведением

Премьерные показы фильма в школах, встречи участников фильма и зрителей, обмен мнениями, совместные творческие дела.

Место проведения мероприятий – на базе школ, участвующих в проекте.

16.10.2023

31.10.2023

Произойдут позитивные изменения в психологической атмосфере школьных коллективов, взаимоотношениях учащихся и педагогов.

Обозначатся групп учащихся, заинтересованных в участии в программах, связанных с изучением малой Родины, туризмом, краеведением.

8

Оценка воспитательной эффективности проекта

Подведение итогов в кругу участников экспедиции, детей и взрослых.

Место проведения мероприятия – на базе одной из школ, участвующей в проекте.

1.11.2023

1.11.2023

Участники экспедиции обменяются мнениями о ее итогах и обозначат перспективы продолжения совместной деятельности в будущем.

Полученная информация будет полезна для оценки воспитательной эффективности проекта.

9

Оценка воспитательной эффективности проекта

Подведение итогов в кругу взрослых участников экспедиции (организаторы, педагоги школ, киногруппа).

Место проведения мероприятия – на базе одной из школ, участвующей в проекте.

1.11.2023

1.11.2023

Взрослые участники экспедиции обменяются мнениями о ее итогах и обозначат перспективы дальнейшего сотрудничества.

Полученная информация будет полезна для оценки воспитательной эффективности проекта.

10

Оценка воспитательной эффективности проекта

Мониторинг воспитательной эффективности проекта педагогами школ путем педагогического наблюдения, бесед с учащимися, анкетирования.

Место проведения – на базе школ, участвующих в проекте.

1.11.2023

15.11.2023

Педагоги школ дадут информацию, полезную для оценки воспитательной эффективности проекта.

Дальнейшее развитие проекта

Мы считаем, что одним из результатов нашего проекта станет появление у учащихся интереса к более глубокому знакомству со своей малой Родиной, стремление участвовать в походах, экскурсиях и иных путешествиях. Ежегодно присутствуя в Новгородской области в весенне-летний и осенний периоды, нам будет несложно продолжить работу с этими ребятами. В наших возможностях предложить им:

– активный отдых с обучением навыкам гармоничного и безопасного пребывания в природной среде на базе детского палаточного лагеря «Валдайская робинзонада»

– участие в образовательных походах по Новгородской области, связанных с комплексным изучением родного края (работая, как с отдельными ребятами, так и с группами).

Взаимодействуя со школьными коллективами, мы готовы предложить им сотрудничество в организации программ активного пребывания детей и подростков в природной среде. С 2022 г. в весенний, летний и осенний период нами проводится программа «День Робинзона» для групп учащихся школ Новгородской области. В наших возможностях оказать школам помощь в организации школьных туристских слетов, а также походов и экспедиций по уникальным маршрутам, предложенным школами или разработанным по их заявкам.

Во всех этих программах мы планируем привлекать к участию группу участников кинематографической экспедиции настоящего проекта (детей и взрослых), тем самым поддерживая ее. Это также возможно в разных форматах, индивидуальном и групповом, и в разных позициях, предлагаемых ребятам, от рядовых участников до младших инструкторов лагеря или туристско-экспедиционных групп.

Отдельно следует сказать о программах, связанных с проведением экспедиций патриотической (военно-патриотической) направленности. Как уже говорилось, одной из задач нашего нынешнего проекта является разработка тиражируемой технологии организации эффективных программ в области патриотического (военно-патриотического) воспитания. Успешность решения этой задачи даст нам возможность определиться с перспективами продвижения и развития таких программ в будущем. Наиболее очевидными направлениями здесь видятся проведение программ, включающих:

– кинематографические экспедиции с посещением новых (еще не описанных в наших экспедициях) местам Боевой Славы Новгородской области;

– организацию подобных кинематографических экспедиций в других регионах с другими образовательными и иными организациями;

– организацию кинематографических экспедиций иной направленности (экологических, исторических, прочих).

 

1

2

3

5

6

 

Литература

  1. Мониторинг ценностей современной молодежи. 2022 г. Презентация

[Электронный ресурс]. URL: https://xn----dtbhvcrdbcoh1a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/Prezentacija-po-monitoringu-.pdf

  1. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы, С.36 / Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с. ISBN 5-7084-0230-Х Электронный ресурс]. URL:https://instrao.ru/images/E_library_Novikovoi/Books/%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%9E.%D0%A1._%D0%9D%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf
  1. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся [Электронный ресурс]. URL: https://knigogid.ru/books/1801847-pedagogika-i-psihologiya-turistsko-kraevedcheskoy-deyatelnosti-uchaschihsya/toread?update_page